RU  EN 
  • Короткий номер:

  • 8777
  • (099) 16-38-777
  • (096) 66-78-777
  • (063) 63-85-777
Pull
Pull

История развития такси в Киеве

Сейчас эта ниша заполнена огромным количеством компаний, предлагающих помимо традиционного извоза множество дополнительных полезных услуг такси, разнообразие тарифов и автомобили от эконом до VIP класса. Однако так было не всегда. Киевское такси сравнительно молодое, его история насчитывает чуть больше 100 лет – с 1913 года, когда на улицах города появились первые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров.
Прародителем современного такси по праву считаются наемные конные экипажи. К слову сказать, еще извозчики этих экипажей предоставляли дополнительные услуги за отдельную плату – чаевые. Она составляла 5 копеек – именно столько стоила в то время чашка чая во всех местных трактирах. Человеку свойственно стремление к комфорту, поэтому пассажиры были готовы платить за крытый экипаж, провоз багажа, пользование зонтом и другие сервисы. Что касается повышения тарифов в ночное время, это было категорически запрещено, на стоимость поездки не влияло ни время суток, ни праздничные или будние дни. Причем формировалась она не в зависимости от расстояния, как сейчас, а почасово, исходя из количества лошадей и класса экипажа. Минимальная сумма была 40 копеек, максимальный порог – 1.20 рубля. Тогда же получила распространение традиция взимать плату за простой. Если извозчик был вынужден остановить экипаж на непродолжительное время по требованию клиента, последний должен был доплатить 5 копеек к общей стоимости.
Средний месячный заработок в то время был порядка 37 рублей, поэтому воспользоваться услугами такси было удовольствие далеко не для каждого горожанина, тем более что проезд в трамвае порой выходил и дешевле, и быстрее.
В 1897 году на Подоле появился первый автомобиль, а спустя 16 лет, в 1913 году автотранспорт начал использоваться в качестве такси. Естественно, до появления продуктов отечественного автомобилестроения было еще достаточно далеко, так что для найма использовались зарубежные модели: Mercedes, Dodge, Renault, Ford, Case, Lorraine-Dietrisch. Для водителей была предусмотрена униформа в виде макинтоша, а автомобили производства концерна Ford уже тогда были отмечены теми самыми шашечками. Кстати, своим происхождением знаменитые шашечки обязаны службе такси из Чикаго, которые использовали их, чтобы сделать автомобили таксопарка узнаваемыми среди прочих участников тогда еще небольшого транспортного потока. Прототипом этого знака стал клетчатый черно-белый флажок, по сей день используемый в гоночных заездах.
Конечно, до повсеместного распространения и общедоступности такси было еще очень далеко, это был транспорт преимущественно для представителей царских династий и их родни, состоятельных владельцев мануфактур и реже горожане, которые могли себе позволить удовольствие платить за час поездки 1.2 рубля. Причем скорость передвижения автомобилей по городским улицам была ограничена 10 км в час. Такие меры были необходимы, чтобы не пугались пешеходы и лошади, запряженные в конные экипажи. Все-таки автотранспорт был новинкой, как и правила передвижения для него, которые ограничивались несколькими пунктами, изложенными максимум на пол-листа.
Далее сфера частного извоза претерпела период застоя, ведь с началом Первой мировой войны пропала необходимость в такси, поэтому импортные автомобили были высланы обратно заграницу, а в 30-е годы 20 века им на смену пришли государственные предприятия. Киевский таксопарк был укомплектован автомобилями марки «АМО» в количестве 4 штук, которые работали в 2 смены. Управляли ими поочередно 8 водителей. В 1933 году этот состав был дополнен машинами «Газ», оборудованными таксометрами.
Конечно, технологии тех лет не давали возможность предоставить хоть сколько-нибудь качественный сервис. Обязанности диспетчера ограничивались исключительно приемом вызова, не было средств, позволяющих не то что регулировать маршрут, даже перенаправить вызов на водителя не представлялось возможным. То есть, чтобы получить заказ, водитель должен был находиться непосредственно на территории таксопарка. Вплоть до Второй мировой войны поездки на такси были доступны в основном верхушке общества, причем заказывать машину было необходимо заранее. С началом войны на смену такси пришли автомобили «ЗиС», которые курсировали по установленному маршруту, ежедневно до 10 маршруток курсировало по Киеву.
В 50-е годы на дорогах появились такси, представленные «Москвичами», однако из-за небольшой вместимости они были крайне невыгодны в эксплуатации, а потому быстро сменились автомобилями марки «Победа», устойчивые к регулярным длительным поездкам, отличавшиеся минимальным износом. Их же начали маркировать белыми шашечками, которые выделялись на темном кузове. Наряду с ними в таксомоторных парках стали появляться «Волги», которые были оснащены внутренними таксометрами, которые располагались на приборной панели. В 1956 начали выпускать «Волга ГАЗ-21», которые производились специально для работы в такси. Они отличались более простым исполнением, сиденьями из кожзаменителя, а шашечки на кузов наносились непосредственно на заводе. С 1961 года передние двери такси стали маркироваться узнаваемым логотипом –буква «Т», помещенная в круг с шашечками по обеим сторонам. Для более удобной транспортировки багажа, в том числе крупногабаритного, начался выпуск «Волг», оснащенных складным передним сиденьем. А вторая половина 60-х ознаменовалась введением единой цветовой гаммы для машин такси: белый кузов с оранжевой крышей, и, конечно, двери были отмечены все теми же шашечками.
В 70-е годы появляются ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-04, способные перевозить до 7 пассажиров за счет дополнительных сидений. На задней двери размещался фонарик, выполнявший функцию индикатора – когда машина была свободна, он загорался зеленым светом, который гас, как только в салон садился пассажир.
Существенные изменения, которые стали предвестником нынешней модели таксомоторного сервиса, начались после распада СССР. Советские такси временно исчезли из быта горожан Киева, вернувшись во второй половине 90-х в формате частных компаний и таксистов. Кроме привычной «Волги» с течением времени появились различные марки автомобилей для наемных поездок. Так как извозом начали подрабатывать частные граждане, шашечки с двери переместились на съемный знак, который устанавливался на крышу.
И, наконец, службы такси стали такими, какими знаем их мы. Основная часть - это компании, сотрудничающие с водителями с личным автомобилем. Сотрудничество заключается в том, что водитель приносит доход компании, получая взамен заказы, услуги диспетчера и комплектацию связью. Также набирает обороты практика, когда компания формирует собственный таксопарк, закупая автомобили с последующим брендированием и нанятыми на зарплату водителями.


Вернуться в блог